Условно-диатонические лады GuitarPages

Условно-диатонические лады...

Условно-диатонический лад (звукоряд) - это диатонический звукоряд, в котором альтерированы одна или две ступени, при этом альтерированные ступени не всегда становятся основными ступенями лада, а существуют с диатоническими параллельно (например, являясь вводными к ним), сохраняя качесто лада, но усиливая ощущение неустоев в нем.

К условно-диатоническим ладам относятся:
- гармонические минор;
- дважды гармонический минор (цыганский минор);
- гармонический мажор;
- дважды гармонический мажор (цыганский мажор);
- мелодические минор;
- мелодический мажор;
- лидийско-миксолидийский мажор;
- дорийско-фригийский минор;
- фригийский мажор (испанский лад).

Рассмотрим подробно каждый из этих ладов.

Гармонический минор

Гармонический минор имеет структуру натурального минорного лада, в котором повышена 7-ая ступень, т.е. 7 становится 7. Данная альтерация седьмой ступени приводит к появлению в ладу малой терции (М.3) и, соответственно, характерной последовательности интервалов М.2-М.3-М.2. На аппликатурной схеме это выглядит так:

На следующей схеме показана структура гармонического минорного лада в отличии от натурального минора:

Таким образом, мы имеем формулу гармонического минора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):

Здесь и далее на схемах - слайд (глиссандо) - скольжение по струне вдоль грифа пальцем левой руки. С использованием слайда, можно играть в следующих альтернативных вариантах аппликатур для гармонического минора:

Также для обыгрывания гармонического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.

Дважды гармонический минор (цыганский минор)

Дважды гармонический минор имеет структуру натурального минорного лада, в котором к повышенной 7-ой ступени (как в гармоническом миноре) добавляется еще и повышенная 4-ая ступень, т.е. 7 становится 7, а 4 становится #4. Такая альтерация приводит к появлению в ладу уже двух малых терций и, соответственно, двух последовательностей интервалов М.2-М.3-М.2:

По структуре дважды гармонический минор совпадает с дважды гармоническим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень (отличаются опорными ступенями), т.е. их можно считать параллельными, как натуральный мажор и минор:

Стоит отметить, что в случае с "просто" гармоническим мажором и гармоническим минором такого совпадения в структурах нет.

Таким образом, мы имеем формулу дважды гармонического минора:

IIIIII#IVVVIVII

Аппликатуры дважды гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Мелодический минор

Мелодический минор образуется:

По структуре мелодический минор совпадает с мелодическим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень:

Формула мелодического минора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры мелодического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Также для обыгрывания мелодического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.

Гармонический мажор

Гармонический мажор - это натуральный мажорный лад с пониженной 6-ой ступенью (6):

Формула гармонического мажора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Дважды гармонический мажор (цыганский мажор)

Дважды гармонический мажор - это натуральный мажорный лад, в котором к пониженной 6-ой ступени (как в гармоническом мажоре) добавляется еще и пониженная 2-ая ступень (6 и 2):

Формула дважды гармонического мажора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры дважды гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

 

Мелодический мажор

Мелодический мажор образуется:

Ступеневая формула мелодического мажора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры мелодического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Лидийско-миксолидийский лад (мажор)

Лидийско-миксолидийский лад образуется:

Свое название лидийско-миксолидийский лад получил от соответствующих диатонических ладов, от которых перенял характерные ступени: #4 - от лидийского мажора и 7 - от миксолидийского мажора:

Повышение или понижение 4-ой и 7-ой ступеней натурального мажорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических мажоров и одного условно-диатонического - лидийско-миксолидийского мажора, который нельзя построть на ступенях натурального мажора, в отличие от диатонических ладов:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор: Лидийско-миксолидийский мажор
4,7 #4, 7 4, 7 #4, 7

Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:

IIIIII#IVVVIVII

Аппликатуры лидийско-миксолидийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Дорийско-фригийский лад (минор)

Дорийско-фригийский лад образуется:

Свое название дорийско-фригийский лад получил от соответствующих диатонических ладов, от которых перенял характерные ступени: 2 - от фигийского минора и 6 - от дорийского минора:

Повышение или понижение 2-ой и 6-ой ступеней натурального минорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических миноров и одного условно-диатонического - дорийско-фригийского минора, который нельзя построть на ступенях натурального минора, в отличие от диатонических ладов:

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор: Дорийско-фригийский минор
2, 6 2, 6 2, 6 2, 6

Дорийско-фригийский минор является параллельным ладом лидийско-миксолидийского мажора и строится от его 6-ой ступени (обратите внимание, характерные 2 и 6 в дорийско-фригийском миноре - они же 7 и #4 в параллельном лидийско-миксолидийском мажоре):

Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры дорийско-фригийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Фригийский мажор(испанский лад)

Фригийский мажор - это доминантовый лад. Он имеет такую же аппликатурную схему, как и гармонический минор, в котором за тонику принята 5-я ступень, а от фригийского минора отличается 3 ступенью.

Ступеневая формула фригийского мажора:

IIIIIIIVVVIVII

Аппликатуры фригийского мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

 

 

 


Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

©2006-2017 Никонюк Валерий (spss@tut.by)

GuitarPages@ya.ru


Яндекс.Метрика