Аккорды... Раздел будет дополнен... Аккорд - это созвучие, состоящие как минимум из трех разных по высоте звуков. Таким образом, согласно данному определению, трезвучия - это тоже аккорды. Более того, трезвучия - это простейшие аккорды, на основе которых, посредством дополнительных ступеней, альтерации основных и дополнительных ступеней, добавленных тонов и т.д., образуются более сложные септаккорды, доминантсептаккорды, альтерированные септаккорды и т.д. В данном разделе рассмотрим аккорды на основе трезвучий, трезвучий с добавленными тонами и аккорды с задержанием. Приведем таблицу с характерным строением аккордов и вариантами буквенно-цифрового обозначения, она аналогична таблице в разделе Трезвучия:
Для игры аккордов на основе трезвучий на всех шести струнах удваивают ступени трезвучий. Тут, конечно, подошли бы обращения трезвучий на шести струнах, но аппликатуры обращений таковы, что их играть можно только мелодически, последовательно извлекая звуки, для одновременного извлечения всех звуков они не подходят. Эта задача была решена упрощенными аппликатурными формами в рамках октавных позиций, получившими название аккордовые формы. Аккордовые формы - это аппликатурные решения аккордов, соответствующие пяти классическим аппликатурам мажорных аккордов от нот E, D, C, A, G в открытой позиции. Обозначаются как Ef-Df-Cf-Af-Gf (также EDCAG или CAGED).
На схемах отмечено положение тонической ноты (первая ступень) аккорда в данной аппликатуре. Помнить положение тонических нот в каждой аккордовой форме необходимо для того, чтобы применить ту или иную форму для конкретного аккорда. Аккорды F и B в открытой позиции берутся соответственно в форме Ef и Af: Таким образом, мы имеем пять аккордовых форм Ef-Df-Cf-Af-Gf, каждой из которой соответствует свой "образ" аккордовой формы*: Каждая аккордовая форма, в свою очередь, соответствует определенной октавной позиции: Аккордовые формы и "образы" аккордовых форм помогут нам лучше видеть взаимосвязи и параллели в аппликатурах, начиная от октавных позиций и заканчивая ладами и гаммами. Так же мы будем пользоваться "образами" самих аккордов, там где будет нужно показать применение их конкретных аппликатур. Приведем во всех пяти аккордовых формах мажорные аккорды F и C. Вместо нулевого порожка будем использовать указательный палец левой руки - прием барэ:
Если нанести на гриф все аккордовые формы одного мажорного аккорда, мы получим схему, из которой видно, что на требуемом участке грифа всегда можно взять нужный аккорд в той или иной аккордовой форме: Основное назначение аккордовых форм - систематизация аппликатур различных типов аккордов для игры с тоникой от любой ноты на требуемом участке грифа. Такая систематизация позволяет избежать заучивания большого количества аппликатур. Несмотря на то, что аккордовые формы привязаны к мажорным аккордам, их можно ассоциировать и с другими типами аккордов (естественно, с учетом отличий в ступенях) и таким образом, нужный аккорд сыграть в любой аккордовой форме. Чаще встречается обозначение аккордовых форм, как CAGED (caged - с англ., заключенный в клетку), однако, мы будем исходить из последовательности EDCAG, так как в этом варианте лучше просматривается их ассоциативная взаимосвязь с октавными позициями. Как было сказано выше, практически любой тип аккорда от людой ноты можно взять в каждой из пяти аккордовой форме. Некоторые аппликатурные решения в той или иной форме могут быть не очень удобны для игры, но практически всегда, методом замены или исключения того или иного тона, аккорд можно упростить до приемлемой к игре формы. Приведем аппликатуры минорного, увеличенного и уменьшенного аккордов в открытых позициях в сравнении с аппликатурами мажорного аккорда и в ассоциации с аккордовыми формами:
Как видно из выше приведенной схемы, чем сложнее аккорд и больше у него отличий от основных аккордов (трезвучий), тем, соответственно, больше отличий в их аппликатурах. Но основное правило неизменно:
Таким образом, теперь мы можем привести аппликатуры для каждого типа аккорда во всех пяти аккордовых формах:
Поэтому не стоит запоминать все возможные варианты аппликатур для каждого аккорда, запоминать нужно формы и положение основного звука (I-ступень, тоника) в них. Более того, многие аккорды в одной и той же октавной позиции можно играть разными аппликатурами. Анализируйте и, главное, слушайте, выбирая для игры ту или иную аппликатуру, пробуйте сами найти наилучшее для Вас решение. А в разделе Основные аккорды приведены схемы аккордов с наиболее распространенными и удобными для игры аппликатурами. Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия). Так как основные аккорды - это, по сути, и есть трезвучия, только с удвоенными ступенями для игры на более чем трех струнах, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный аккорд. Следующие схема - это развитие схемы, приведенной в разделе Трезвучия, в которой обозначены минорные и мажорные ступени натуральной мажорной гаммы (и параллельной минорной), и добавлены обозначения соответствующих типов аккордов. Упрощенная схема для натурального мажора будет аналогична схеме трезвучий, так как условные обозначения аккордов соответствуют обозначениям трезвучий:
Приведем аппликатурные схемы для условно-диатонических ладов:
Теперь запишем упрощенно для всех выше приведенных ладов, начиная с натурального мажорного лада, все аккорды (а значит и трезвучия), которые строятся на их ступенях:
Для запоминания этих последовательностей аккордов см. Игра гамм трезвучиями и Игра гамм аккордами раздела Упражнения. _______________________________ * см. С. Попов "Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса: Номер WebMoney wmr: R691549532957 |