Принцип квинтового круга GuitarPages

Принцип квинтового круга ...

В основе гармонии той или иной композиции заложен принцип квинтового круга.

Тоническую функцию (T) в натуральном мажорном ладе выполняет I ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Субдоминантовую функцию (S) в натуральном мажорном ладе выполняет IV ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Доминантовую функцию (D) в натуральном мажорном ладе выполняет V ступень и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени. Схематически функциональную взаимосвязь аккордов I, IV и V ступеней можно представить в следующем виде:

На внутренних вершинах треугольника проставлены ступени, от которых строятся минорные аккорды, параллельные мажорным, находящихся на внешних вершинах. Снаружи треугольника мажорная тональность, внутри - минорная. Таким образом, мы имеем следующие гармонические обороты (примеры в тональности С-мажор и Am - минор):

1). I IV V
  C F G

2). I IV V7
  C F G7

3). VIm IIm IIIm
  Am Dm Em

4). VIm IIm III
  Am Dm E

5). VIm IIm III7
  Am Dm E7

В примерах 4 и 5, вместо минорного аккорда стоят мажорный и малый мажорный (доминантсептаккорд) соответственно, которые в основном и используются, т. к. они более выражено выполняют функцию доминанты. Аналогичная замена в примере 2.

Выше приведенная функциональная зависимость аккордов лежит в основе принципа квинтового круга (см. раздел "Квинтовый круг").

Выбрав на квинтовом круге любой аккорд и приняв его за тонику (т.е. определив тональность), следом против часовой стрелки будет находиться субдоминанта (субдоминантовый аккорд), по часовой - доминанта (доминантовый аккорд):

На схеме ниже показано, как на грифе гитары расположены ступени I, IV, V и VIm, IIm, IIIm (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой). Запомнив эти аппликатуры, вы легко сможете находить нужные ступени (любой тональности, все зависит от того, какую ноту вы приняли за I ступень - тонику) и строить от них аккорды.

Объединим в одну аппликатурную схему (смещение на 1/2 тона на верхних струнах не учитывается):

Эта аппликатура содержит все ступени натуральной мажорной гаммы кроме VII. От этой ступени строится уменьшенное трезвучие, которое не относится ни к мажору, ни к минору. Однако, найти ее на грифе гитары не составляет труда, т.к. VII ступень расположена на 1/2 тона ниже I-ой ступени натурального мажора:

На схеме выше седьмая ступень отмечена зеленым цветом.

Запомните расположение IV-ой и V-ой ступеней относителтно I-ой (и анлогично IIm-ой и IIIm-ой относительно VIm-ой) в трех обращениях:

 

 

 


Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

©2006-2017 Никонюк Валерий (spss@tut.by)

GuitarPages@ya.ru


Яндекс.Метрика