Условно-диатонические лады...
Условно-диатонический лад (звукоряд) - это диатонический звукоряд, в котором альтерированы одна или две ступени, при этом альтерированные ступени не всегда становятся основными ступенями лада, а существуют с диатоническими параллельно (например, являясь вводными к ним), сохраняя качесто лада, но усиливая ощущение неустоев в нем.
К условно-диатоническим ладам относятся:
- гармонические минор;
- дважды гармонический минор (цыганский минор);
- гармонический
мажор;
- дважды гармонический
мажор (цыганский мажор);
-
мелодические минор;
- мелодический
мажор;
-
лидийско-миксолидийский мажор;
- дорийско-фригийский минор;
-
фригийский мажор (испанский лад).
Рассмотрим подробно каждый из этих ладов.
Гармонический минор
Гармонический минор имеет структуру натурального минорного лада, в котором повышена 7-ая ступень, т.е.
7 становится
7. Данная альтерация седьмой ступени приводит к появлению в ладу малой терции (М.3) и, соответственно, характерной последовательности интервалов М.2-М.3-М.2. На аппликатурной схеме это выглядит так:

На следующей схеме показана структура гармонического минорного лада в отличии от натурального минора:

Таким образом, мы имеем формулу гармонического минора:
I
II![]()
III
IV
V![]()
VI
VII
Аппликатуры гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):

Здесь и далее на схемах
- слайд (глиссандо) - скольжение по струне вдоль грифа пальцем левой руки. С использованием слайда, можно играть в следующих альтернативных вариантах аппликатур для гармонического минора:

Также для обыгрывания гармонического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.
Дважды гармонический минор (цыганский минор)
Дважды гармонический минор имеет структуру натурального минорного лада, в котором к повышенной 7-ой ступени (как в гармоническом миноре) добавляется еще и повышенная 4-ая ступень, т.е.
7 становится
7, а 4 становится #4. Такая альтерация приводит к появлению в ладу уже двух малых терций и, соответственно, двух последовательностей интервалов М.2-М.3-М.2:

По структуре дважды гармонический минор совпадает с дважды гармоническим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень (отличаются опорными ступенями), т.е. их можно считать параллельными, как натуральный мажор и минор:

Стоит отметить, что в случае с "просто" гармоническим мажором и гармоническим минором такого совпадения в структурах нет.
Таким образом, мы имеем формулу дважды гармонического минора:
I
II![]()
III
#IV
V![]()
VI![]()
VII
Аппликатуры дважды гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Мелодический минор
Мелодический минор образуется:

По структуре мелодический минор совпадает с мелодическим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень:

Формула мелодического минора:
I
II![]()
III
IV
V
VI
VII
Аппликатуры мелодического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Также для обыгрывания мелодического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.
Гармонический мажор
Гармонический мажор - это натуральный мажорный лад с пониженной 6-ой ступенью (
6):

Формула гармонического мажора:
I
II
III
IV
V![]()
VI
VII
Аппликатуры гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Дважды гармонический мажор (цыганский мажор)
Дважды гармонический мажор - это натуральный мажорный лад, в котором к пониженной 6-ой ступени (как в гармоническом мажоре) добавляется еще и пониженная 2-ая ступень (
6 и
2):

Формула дважды гармонического мажора:
I![]()
II
III
IV
V![]()
VI
VII
Аппликатуры дважды гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Мелодический мажор
Мелодический мажор образуется:

Ступеневая формула мелодического мажора:
I
II
III
IV
V![]()
VI![]()
VII
Аппликатуры мелодического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Лидийско-миксолидийский лад (мажор)
Лидийско-миксолидийский лад образуется:

Свое название лидийско-миксолидийский лад получил от соответствующих диатонических ладов, от которых перенял характерные ступени: #4 - от лидийского мажора и
7 - от миксолидийского мажора:

Повышение или понижение 4-ой и 7-ой ступеней натурального мажорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических мажоров и одного условно-диатонического - лидийско-миксолидийского мажора, который нельзя построть на ступенях натурального мажора, в отличие от диатонических ладов:
Ионийский мажор: |
Лидийский мажор: |
Миксолидийский мажор: |
Лидийско-миксолидийский мажор |
4,7 |
#4, 7 |
4, 7 |
#4, 7 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:
I
II
III
#IV
V
VI![]()
VII
Аппликатуры лидийско-миксолидийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Дорийско-фригийский лад (минор)
Дорийско-фригийский лад образуется:

Свое название дорийско-фригийский лад получил от соответствующих диатонических ладов, от которых перенял характерные ступени:
2 - от фигийского минора и
6 - от дорийского минора:

Повышение или понижение 2-ой и 6-ой ступеней натурального минорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических миноров и одного условно-диатонического - дорийско-фригийского минора, который нельзя построть на ступенях натурального минора, в отличие от диатонических ладов:
Эолийский минор: |
Дорийский минор: |
Фригийский минор: |
Дорийско-фригийский минор |
2, 6 |
2, 6 |
2, 6 |
2, 6 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Дорийско-фригийский минор является параллельным ладом лидийско-миксолидийского мажора и строится от его 6-ой ступени (обратите внимание, характерные
2 и
6 в дорийско-фригийском миноре - они же
7 и #4 в параллельном лидийско-миксолидийском мажоре):

Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:
I![]()
II![]()
III
IV
V
VI![]()
VII
Аппликатуры дорийско-фригийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

Фригийский мажор(испанский лад)
Фригийский мажор - это доминантовый лад. Он имеет такую же аппликатурную схему, как и гармонический минор, в котором за тонику принята 5-я ступень, а от фригийского минора отличается
3 ступенью.

Ступеневая формула фригийского мажора:
I![]()
II
III
IV
V![]()
VI![]()
VII
Аппликатуры фригийского мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:

Альтернативные варианты аппликатур с использованием
- слайда:

